ИКС — информационно-контентные системы
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:
АСУ — автоматизированные системы управления образовательным процессом
Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса. В нашем случае — образовательного процесса. Программные комплексы по управлению школой предоставляют следующие возможности:
Системы аттестации и тестирования достижений результатов обучения
Системы тестирования создаются с учетом опыта, накопленного отечественной и зарубежными системами образования, образовательного стандарта Российского образования в части требований к достижениям учащихся. В настоящее время существует независимая проверка знаний школьников, в том числе за курс начальной школы (новый ФГОС 2009 года), за курс основной школы — ГИА и за курс старшей школы — ЕГЭ. Уже в 2010 году будут вводиться новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.
Системы компьютерной поддержки цифрового оборудования
К таким системам можно отнести комплексы цифрового лабораторного и конструкторского оборудования, системы поддержки телевещания и удаленного видеоприсутствия по сети Интернет, системы обеспечения локальной сети школы, школ района, системы поддержки единого сервиса электронной почты в регионе для всех школ, системы хостинга всех сайтов школ региона, системы информационного обслуживания школ.
Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам соответственно.
Атрибут - параметр данных, относящийся к структурным свойствам, используемый для указания контекста данных или придания им смыслового значения.
База данных (БД) – совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам.
База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов, явлений и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия решений.
Базовое учебное заведение (БУЗ) – образовательное учреждение, проводящее обучение по своим учебным планам и методикам и выдающее (при полном выполнении всех требований) документ об образовании (аттестат, сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом).
Дистанционное обучение (ДО) – совокупность технологий (педагогических, информационных, компьютерных, финансовых, телекоммуникационных, и др.), методов и средств, обеспечивающих обучение без посещения учебного заведения.
Дистракторы - варианты неверных ответов.
Идентификатор – объект (элемент данных), который может служить именем какой-либо сущности или ссылкой на нее.
Интероперабельность - способность к взаимодействию приложений разных подсистем в пределах одной или нескольких информационных систем между собой.
Информационная безопасность – системная функция, обеспечивающая разграничение функциональных полномочий и доступ к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности.
Информационно-образовательная среда (ИОС) – программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами организации и ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием.
Информационный ресурс (ИР) – документ (совокупность документов), предназначенный и самостоятельно оформленный для распространения среди неограниченного круга лиц либо служащий основой для представления информационных услуг.
Качество обучения – степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям, обеспечивающим его конкурентоспособность на рынке труда.
Контент – информационное наполнение - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы.
Компетентность - (от англ. competence) - cовокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетенция - (от лат. competere — соответствовать, подходить) - способность применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении практических задач.
Манифест – комплексное описание информационного ресурса сферы образования, представленное в XML-формате и состоящее из четырех блоков – метаданных, организаций, ресурсов и подманифестов.
Метаданные – описание характеристик данных (данные о данных: каталоги: справочники: реестры, содержащие сведения о составе данных, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа, приобретения и использования авторских, имущественных и смежных с ними прав на данные и др.). Информация, характеризующая какую-либо другую информацию.
Мультимедиа – набор электронных инструментальных и выразительных средств, которые включают в себя графические изображения, видео, анимации, звук.
Образовательный объект (learning objects) - цифровая и нецифровая сущность, которая может применяться в образовательных целях Образовательный объект соответствует единице контента не применяемой в самостоятельном качестве и служащей "строительным материалом" для формирования ЭОР.
Образовательный пакет (пакет) – информационный пакет, содержащий учебно-методические материалы в электронном формате, а также манифест – комплексное описание учебно-методических материалов пакета как единого образовательного ресурса, сделанное в XML-формате и сохраненное в корневом каталоге пакета.
Профиль метаданных – согласованная совокупность нормативно-технических документов, регламентирующая вопросы, связанные с созданием, представлением, обработкой, хранением и использованием метаданных для ЭОР сферы образования.
Спецификация – детальное описание (документ, описывающий требования, которым должны соответствовать продукт или услуга).
Стандарт — признанная на национальном или международном уровне технология, формат или методика, подробно документированная и одобренная авторитетным органом, например ISO (International Standards Organisation), CEN (Centre Europeande Normalisation) или IEEE(Institute of Electrical and Electronics Engineers) и др.
Тьютор – преподаватель-консультант, проводящий занятии и -консультации по учебным программам базового учебного заведения в информационно-образовательной среде.
Электронная библиотека – программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть ЭОР со своей системой документирования и безопасности.
Экземпляр метаданных – описание конкретного ЭОР.
Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе.
Элемент данных – именованная неделимая единица данных, являющаяся минимальной структурной единицей информации и представляющая какую-либо характеристику описываемой сущности (ИР сферы образования).
IMS QTI (Question and Test Interoperability – унифицированные вопросы и тесты) - спецификация консорциума IMS, определяет стандартный формат для представления содержимого тестовых заданий, оценки и результатов, поддерживающий обмен материалами между авторскими системами и другими обучающими системами. Формат позволяет обмениваться материалами, гарантируя их неизменность и однозначную трактовку.
XML (англ. eXtensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины язык разметки, фактически представляющий собой свод общих синтаксических правил. XML — текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных), для обмена информацией между программами.
XML-привязка – описание XML (eXtensible Markup Language) - синтаксиса и соответствующего ему формата XML-экземпляра метаданных, определяющих структуру документов и ограничения, накладываемые на их содержимое.
SCORM (Sharable Content Object Reference Model) - сборник спецификаций и стандартов. Содержит требования к организации учебного материала. SCORM позволяет обеспечить совместимость ЭОР и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в рамках различных ИОС и систем дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML.