Глосса́рий

Глосса́рий

 

Информационная система (ИС) - этокомплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку и управление динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.

 

ИКС — информационно-контентные системы

Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:

  • наполнять качественными объектами содержания обучения весь учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена;
  • способствовать повышению качества обучения за счет мотивации учащихся, развитию познавательной активности школьников и формированию у них культуры самообразования;
  • предложить педагогам и учащимся средствами простого и доступного интерфейса новые формы и методы работы в информационно-образовательной среде.

 

АСУ автоматизированные системы управления образовательным процессом

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса. В нашем случае — образовательного процесса. Программные комплексы по управлению школой предоставляют следующие возможности:

 

  • решение задачи функционирования единого информационного пространства образовательного учреждения систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся (электронные дневники, журналы и пр.);
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса (электронная учительская);
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания и социальной сферы школы.

 

Системы аттестации и тестирования достижений результатов обучения

Системы тестирования создаются с учетом опыта, накопленного отечественной и зарубежными системами образования, образовательного стандарта Российского образования в части требований к достижениям учащихся. В настоящее время существует независимая проверка знаний школьников, в том числе за курс начальной школы (новый ФГОС 2009 года), за курс основной школы — ГИА и за курс старшей школы — ЕГЭ. Уже в 2010 году будут вводиться новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.

Системы компьютерной поддержки цифрового оборудования

К таким системам можно отнести комплексы цифрового лабораторного и конструкторского оборудования, системы поддержки телевещания и удаленного видеоприсутствия по сети Интернет, системы обеспечения локальной сети школы, школ района, системы поддержки единого сервиса электронной почты в регионе для всех школ, системы хостинга всех сайтов школ региона, системы информационного обслуживания школ.

 

 

Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам соответственно.

Атрибут - параметр данных, относящийся к структурным свойствам, используемый для указания контекста данных или придания им смыслового значения.

База данных (БД) – совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам.

База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов, явлений и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия решений.

Базовое учебное заведение (БУЗ) – образовательное учреждение, проводящее обучение по своим учебным планам и методикам и выдающее (при полном выполнении всех требований) документ об образовании (аттестат, сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом).

Дистанционное обучение (ДО) – совокупность технологий (педагогических, информационных, компьютерных, финансовых, телекоммуникационных, и др.), методов и средств, обеспечивающих обучение без посещения учебного заведения.

Дистракторы - варианты неверных ответов.

Идентификаторобъект (элемент данных), который может служить именем какой-либо сущности или ссылкой на нее.

Интероперабельность - способность к взаимодействию приложений разных подсистем в пределах одной или нескольких информационных систем между собой.

Информационная безопасность – системная функция, обеспечивающая разграничение функциональных полномочий и доступ к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами организации и ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием.

Информационный ресурс (ИР) – документ (совокупность документов), предназначенный и самостоятельно оформленный для распространения среди неограниченного круга лиц либо служащий основой для представления информационных услуг.

Качество обучения – степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям, обеспечивающим его конкурентоспособность на рынке труда.

Контентинформационное наполнение - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы.

Компетентность - (от англ. competence) - cовокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетенция - (от лат. competere — соответствовать, подходить) - способность применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении практических задач.

Манифест – комплексное описание информационного ресурса сферы образования, представленное в XML-формате и состоящее из четырех блоков – метаданных, организаций, ресурсов и подманифестов.

Метаданные – описание характеристик данных (данные о данных: каталоги: справочники: реестры, содержащие сведения о составе данных, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа, приобретения и использования авторских, имущественных и смежных с ними прав на данные и др.). Информация, характеризующая какую-либо другую информацию.

Мультимедиа – набор электронных инструментальных и выразительных средств, которые включают в себя графические изображения, видео, анимации, звук.

Образовательный объект (learning objects) - цифровая и нецифровая сущность, которая может применяться в образовательных целях Образовательный объект соответствует единице контента не применяемой в самостоятельном качестве и служащей "строительным материалом" для формирования ЭОР.

Образовательный пакет (пакет) – информационный пакет, содержащий учебно-методические материалы в электронном формате, а также манифест – комплексное описание учебно-методических материалов пакета как единого образовательного ресурса, сделанное в XML-формате и сохраненное в корневом каталоге пакета.

Профиль метаданных – согласованная совокупность нормативно-технических документов, регламентирующая вопросы, связанные с созданием, представлением, обработкой, хранением и использованием метаданных для ЭОР сферы образования.

Спецификация – детальное описание (документ, описывающий требования, которым должны соответствовать продукт или услуга).

Стандарт — признанная на национальном или международном уровне технология, формат или методика, подробно документированная и одобренная авторитетным органом, например ISO (International Standards Organisation), CEN (Centre Europeande Normalisation) или IEEE(Institute of Electrical and Electronics Engineers) и др.

Тьютор – преподаватель-консультант, проводящий занятии и -консультации по учебным программам базового учебного заведения в информационно-образовательной среде.

Электронная библиотека – программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть ЭОР со своей системой документирования и безопасности.

Экземпляр метаданных – описание конкретного ЭОР.

Электронное изданиеэлектронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе.

Элемент данных – именованная неделимая единица данных, являющаяся минимальной структурной единицей информации и представляющая какую-либо характеристику описываемой сущности (ИР сферы образования).

IMS QTI (Question and Test Interoperability – унифицированные вопросы и тесты) - спецификация консорциума IMS, определяет стандартный формат для представления содержимого тестовых заданий, оценки и результатов, поддерживающий обмен материалами между авторскими системами и другими обучающими системами. Формат позволяет обмениваться материалами, гарантируя их неизменность и однозначную трактовку.

XML (англ. eXtensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины язык разметки, фактически представляющий собой свод общих синтаксических правил. XMLтекстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных), для обмена информацией между программами.

XML-привязка – описание XML (eXtensible Markup Language) - синтаксиса и соответствующего ему формата XML-экземпляра метаданных, определяющих структуру документов и ограничения, накладываемые на их содержимое.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) - сборник спецификаций и стандартов. Содержит требования к организации учебного материала. SCORM позволяет обеспечить совместимость ЭОР и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в рамках различных ИОС и систем дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML.