"Если солдаты не будут практиковаться изо дня в день,
то на передовой они попадут во власть страха и сомнений.
Если генералы не будут тренироваться изо дня в день,
то во время боя они не будут способны к маневрированию."
(Сунь Цзы "Искусство побеждать"
в переводе Виногродского)
Технологии действительно никогда не заменят учителя, но они все более настойчиво вытесняют прежние способы обучения. Учитель - генерал на поле, ведущий свое войско не просто к постижению отрывочных знаний, но всех и каждого в отдельности к открытию окружающего мира и развитию собственной личности в этом мире.
Упоминая о законе распространения инноваций, Саймон Синек (TED talks Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать) приводит интересные цифры: "...Первые 2,5% населения являются инноваторами. Следующие 13,5% населения - их ранние последователи. Следующие 34% - раннее большинство, позднее большинство и 16% - замшелый тормоз - люди, тяжелые на подъем. Единственной причиной, почему такие люди покупают телефоны с тоновым набором, это потому что телефоны с вращающимся диском уже не продаются."
Судя по всему, этот закон распространяется и на инновации в образовании. К какой группе кто относится, каждый из нас понимает сам, но очевидно, что медлить генералу с "тренировками" никак нельзя - "телефон с вращающимся диском" уже не обеспечивает нужных нам возможностей для маневрирования - реализации своих педагогических задач. Базовых навыков-грамотностей пользователя информационных технологий уже явно недостаточно, на повестке дня - развитая цифровая компетентность генерала.
Существует ряд определений понятия цифровой компетентности, мы здесь приведем определение из исследования Г.У.Солдатовой, в котором ИКТ-компетентность понимается, как "основанная на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфо-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности." По мнению авторов исследования, цифровая компетентность - это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ - компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности."
Выделяют следующие виды цифровой компетентности:
Стандарты ЮНЕСКО цифровой компетентности педагога (2011 г.) затрагивают все аспекты образования, включающие понимание педагогом роли информационных технологий для обучения и развития своих учеников, знание основных средств и выработку стратегии их использования для решения дидактических задач, реализации учебных программ, оценки результатов, управления образовательным процессом и мониторинга, профессионального развития.
Аспекты профессиональной деятельности, требующие ИКТ-компетентности педагога |
В структуре ИКТ-компетентности профессиональный стандарт российского педагога выделяет три блока, включающих перечень навыков соответственно деятельности: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность
* * *
"Нет ни в чем абсолютной пользы или вреда,
всегда существует преобладание одной из сторон".
(Сунь Цзы "Искусство побеждать")
При очевидном стремительном распространении информационных технологий до сего времени вокруг ИТ в образовании не утихают дискуссии. И если уже речь не идет о том, нужно ли учителю тратить время и силы на их освоение и чего в них больше - пользы или вреда, то о том, в какой степени, какие, как и когда осваивать и применять, и какие современному учителю нужны навыки, - все это активно обсуждается. Не вызывает сомнения то, что, как показывает опыт, сегодняшнему "генералу" на его полях сражений важны ежедневные тренировки в следующих навыках:
Операциональные навыки - учитель должен уверенно пользоваться технологиями, уметь решить возникшую в ходе урока проблему, связанную с их использованием; уметь быстро освоить, опираясь на свой опыт, новые сервисы и приложения самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами (и учениками).
Поисковые навыки - нужно уметь пользоваться разными поисковыми системами, чтобы рассмотреть разные ресурсы и представляемые точки зрения по нужному вопросу.
Критическая оценка - необходимо уметь самому и научить учащихся критически оценивать и отбирать адекватные, соответствующие времени и образовательной задаче, надежные и безопасные ресурсы и информацию.
Креативность - знание назначения и умение увидеть целесообразность применения тех или иных инструментов для расширения возможностей и творчества в решении конкретных дидактических задач, реализации проектов.
Коммуникационные навыки - умения использовать соответственно решаемым педагогическим задачам имеющиеся в наличии средства коммуникации (электронная почта, встроенные в приложения чаты, мессенджеры и т.д.).
Навыки безопасности - учитель должен владеть сам и научить учеников безопасному поведению и использованию ресурсов интернета, социальных сетей, защите персональной информации, постоянно работая над формированием у учеников навыков цифрового гражданина.
Осведомленность, знание рынка технологий - умение быть в курсе новинок, отвечающим потребностям обучения, выходить с предложениями к администрации ОУ о возможности использования тех или иных новых технологий.
Гибкость - технологии и сервисы постоянно совершенствуются, и обладающий цифровой грамотностью учитель должен уметь подстраиваться к новым изменениям, быть открытым для обучения.
Знание платформ для коммуникации - все более широко в образовательном процессе используются такие средства коммуникации как Skype или Google Hangouts, которые открывают большие возможности для общения учащихся с экспертами по всему миру, осуществления видеоэкскурсий, оналйн обучения у удаленных преподавателей. Потому знание таких платформ для учителя особенно ценно.
Знание платформ персональных учебных сетей - на современном этапе персональная учебная сеть имеет ключевое значение для профессионального развития педагога, т.к. позволяет быть в курсе инноваций, оперативно осваивать новое и учиться у своих коллег. Умение пользоваться такой популярной у учителей платформой, как например, Twitter, позволяет им общаться и делиться информацией как по своему предмету, так и в других областях.
Навыки сбора и обработки данных - знание технологий, обеспечивающих сбор и обработку результатов и данных о прогрессе учеников, позволяет педагогу дифференцировать обучение, своевременно реагировать на возникающие проблемы и оказать помощь тем, кому она нужна.
Сотрудничество - учитель, обладающий цифровой грамотностью, открыт к сотрудничеству онлайн с коллегами и учащимися других учреждений, в том числе и по всему миру, для вовлечения ребят в интересные проекты, либо для собственного профессионального развития.
* * *
"Разработай структуру замысла, а затем приступай к снаряжению."
"Недостатки и преимущества взаимосвязаны.
Сначала узнай недостатки, тогда узнаешь и преимущества."
(Сунь Цзы "Искусство побеждать")
Одно из важнейших умений педагога - осуществить оптимальный выбор и определить целесообразность применения той или иной технологии или инструмента в конкретной ситуации для решения конкретной дидактической задачи. При планировании важно отдавать себе отчет - как педагогические задачи могут обусловить применение технологий, а не наоборот. О том, как сделать более эффективным обучение, увязав возможности новых технологий, цели педагога, мотивацию учащихся - рекомендуем прочитать статью А.Каррингтона "Перефразируя классическое: педагогика первична, приложения вторичны".
А каковыми могут быть подходы к выбору и критерии эффективности инструментов вы можете узнать из этого поста.
Небольшая подборка ресурсов по ИКТ-компетентности педагога есть здесь.
Небольшая подборка ресурсов по ИКТ-компетентности педагога есть здесь.
Настойчивости в тренировке и успехов на полях сражений коллегам :)
__________________________
Использованные материалы:
Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0
Солдатова Е.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности подростков и родителей.// Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - С. 27-35
Professional digital competence in tearcher education// Nordic Journal of Digital Literacy 04 / 2014
Toolkit for Digitally-Literate Teachers/USCRossierOnline