Электронный учебный курс - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.
В различных словарях термин «проектирование» понимается различно, однако везде наблюдается сохранение общего смысла - создание проекта, формирование плана для реализации поставленной цели.
Проектирование - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).
В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.
1. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;
2. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника
3. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;
4. Технолого-конструкционный этап - заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта
5. Этап внедрения - предусматривает апробацию готового программного продукта;
6. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;
7. Прогностический этап - предусматривает анализ обратной связи «пользователь - авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.
На этапах проектирования электронного учебного курса возможно выделение следующих основных направлений деятельности: идентифицируется проблема, определение концептуализации, формализация, реализация и тестирование.
1. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.
2. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.
3. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.
4. Реализация проекта. На этапе тестирования студент предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.
В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.
Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:
· подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;
· разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;
· разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;
· проектирование и апробация принципов обратной связи;
· структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;
· формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;
· создание целостного ЭУК.
Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.
Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс. Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:
· определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;
· формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;
· детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;
· проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;
· решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);
· апробация ЭУК.
Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов.
В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:
- общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
- сроки изучения данного курса (темы);
- график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
- формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);
- учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.
- учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
- развернутые планы семинаров;
- список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;
- список тем творческих работ по дисциплине;
- методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. При выполнении исследовательских работ применяются различные базы данных единого использования, например туда заносятся результаты экспериментальной работы или естественных наблюдений с натуры или, наоборот, применяются эти базы для различных расчетов, тогда уместно их поместить на сервере или локальных сетях образовательного учреждения. Это станет более разумным решением в том числе, когда данный электронный учебный курс занесён на компакт-диск или флэшку и его применяют автономно.
Однако помимо единых требований имеются также и специального назначения, которые предъявляются к электронному изданию образовательного вида. Данные требования можно условно разделить на несколько основных категорий: требования относительно содержания, структуры, а также технического исполнения.
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:
1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
2. вопросы для текущего самоконтроля;
3. вопросы к зачетам и экзаменам;
4. критерии оценивания.
Методическое сопровождение должно создаваться с целью на его универсальное использование - с использованием всемирной сети Интернет, с помощью локальной сети, а также на персональном компьютере студента. При применении традиционного учебно-методического обеспечения в электронном виде могут возникнуть проблемы только педагогического характера (создание интереса в данной теме у педагогов), но с технологической точки зрения эти проблемы легко решаются. Электронные комплексы необходимы для дистанционного и открытого образования - как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним.