Осайте

Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий

Одна из главных задач преподавателя вуза - это внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, которые открывают студентам      доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют повысить эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального изложения изучаемого материала и различного типа моделирования явлений и процессов.

Создание современной образовательной информационной среды невозможно без компьютеризации учебного процесса. Именно информатизация образования дает необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии не становятся инородным элементом в традиционной системе образования, а естественным образом интегрируются в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.

Сами же информационные технологии ставят перед системой образования новые задачи, по-новому влияют как на обучаемых, так и на преподавателей.

Включение в учебный процесс компьютеров изменяет ролевую функцию преподавателя, который теперь в меньшей степени является распространителем информации, а в большей степени - советчиком, консультантом или даже коллегой обучаемых. Все это повышает взаимный интерес к этой форме обучения, так как изучение процессов в динамике приводит к более глубокому усвоению учебного материала слушателями и при этом формирует более творческую атмосферу, пронизанную духом сотрудничества педагога и студента.

Учебное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого материала и повышению интереса у студентов к занятиям, более глубокому и качественному усвоению учебного материала.

Разрабатываемые для учебного процесса инструментальные средства как различных типов и видов, так и игровых задач, с привлечением компьютеров позволяют студенту не только с интересом овладевать знаниями, но и самовыразиться как личности. Преподаватель же получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной деятельности, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ.

При этом открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, представив ему интеллектуальные формы труда.

Разработанные и внедренные в обучение новые учебные технологии в виде тестов, алгоритмов и кроссвордов, а осуществление контроля знаний студентов  с применением рейтинговой системы позволили добиться определенных положительных результатов.

Применение в учебном процессе данной нетрадиционной методики оценке знаний студентов при проверке усвоения ими учебной дисциплины позволили не только осуществить усовершенствование существующей системы контроля качества усвоения материала, активизировать учебную деятельность студентов, но и внедрить деятельный подход в обучение. Главное - это заинтересовать студентов. При этом студенты в течение семестра планомерно, постоянно и самостоятельно работают над повышением своих знаний.

Особо необходимо отметить и тот факт, что определяющими факторами компьютеризации учебного процесса являются знания и навыки самого профессорско-преподавательского состава, которые должны проходить соответствующую подготовку.

Использование в учебном процессе новых информационных технологий целесообразно как для преподавателей, так и для студентов.

1.ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ

 Онлайн-образование развивалось до такой степени, что как способ обучения и как платформа для глобального брендинга, он мало чем напоминает то, что было всего несколько лет назад. Институциональные стратегии для того, как взаимодействовать с этими изменениями также развивались, учитывая, как колледжи и университеты во всем мире откликались на некоторые из последних событий в онлайн-обучении. Таким образом, изменение тенденций в образовательных технологиях является движущей силой многих учебных заведений, внедряющих учебные программы. К ним относятся новые методы доставки, расширенный доступ к курсам (например, MOOC) и различные способы использования технологий в обучении (например, обучение «перевернутым классом», «игровые курсы» и использование адаптивного обучения).

Интернет - это среда, которая растет с высокой скоростью. В докладе 2013 года от Sloan Consortium, организации, которая отслеживает развитие онлайн-образования в Соединенных Штатах в течение более десятилетия, было установлено, что «число студентов, принимающих по крайней мере один онлайн-курс, теперь превысило 6,7 миллиона». Онлайн-заявки продолжаются растущий с надежной скоростью, заставляя многие учреждения более активно взаимодействовать с онлайн-пространством, возможно, в первый раз.

В том же отчете указывалось, что почти 70% ведущих академических лидеров говорят, что онлайн-обучение имеет решающее значение для их долгосрочной стратегии.  Однако не все учреждения формируют свои онлайн-стратегии вокруг простой популярности курсов или даже взрывоопасных публичных обсуждений, связанных с такими концепциями, как MOOCs. Действительно, большинство университетов высшего уровня вообще не предлагают онлайн-курсы, за исключением ограниченных обязательств с поставщиками MOOC, такими как Coursera или EdEx. Например, два ведущих института в Соединенном Королевстве - Оксфорд и Кембридж - публично заявили, что не намерены вступать в движение МОК, несмотря на то, что это делают конкуренты.

На рис. 3.1 представлен случайный глобальный раздел институтов из академического рейтинга мировых университетов (ARWU) на 2013 год, основанный на том, предлагают ли эти учреждения онлайн-курсы по трем направлениям:

а) в рамках программ непрерывного образования;

b) как и вариант MOOC (независимо или по согласованию с поставщиком), или

c) в рамках регулярного институционального курса - здесь обозначаются «традиционные онлайн-курсы», показывающие курсы, предлагаемые онлайн, для кредитования либо как самостоятельные курсы, либо как часть более крупной программы.

 

Рисунок 1. Онлайн-курсы, доступные из институтов в «Топ-100 академических рейтингах мировых университетов (ARWU), 2013»

 

Студенты, принимающие онлайн-курсы для получения кредита, должны быть зачислены в университет за рубежом; студенты могут проходить курсы максимум на два семестра

 Тем не менее, тенденция к онлайн-образованию не лишена критики. Многие подрывают инновации, которые, как утверждают многие, могут снижать затраты и увеличивать доходы, но стоят за низкое качество и снижение производительности. Критики отхода от стандартных методов и расширения как методов доставки, так и моделей получения доходов через онлайн-образование подчеркивает не склонность к риску традиционных учебных заведений и тех, кто в настоящее время ими руководит. Учитывая недавние финансовые проблемы, испытываемые коммерческими институтами, многие в некоммерческом мире чувствуют себя уверенными в своей скептической позиции - и даже утверждают, что проблемы некоммерческих педагогов окажутся полезными для некоммерческого образования. Кроме того, остается проблема с легитимностью, которую факультет предоставляет для онлайн-образования, и это может быть длительным препятствием для более широкого принятия.

  Тем не менее, большинство из тех, кто внимательно следит за развитием онлайн-образования, согласны с тем, что технология и Интернет кардинально трансформируют высшее образование, и независимо от того, принимает ли она форму MOOC или нет, изменение здесь для проживания. Как недавняя статья в Inside Higher Ed сообщил, что «MOOCs, возможно, поймали большую часть заголовков, но традиционное, основанное на кредитах онлайн-обучение продолжалось в течение прошлого года очень хорошо.»  Темпы роста медленнее, чем в последние годы, но онлайн-образование по-прежнему двигаться вперед. Как показано на рисунке 2, в Соединенных Штатах за последние десять лет число студентов, принимающих какую-либо форму онлайн-курса, неуклонно растет:

Рисунок 2: Темпы роста постобработки в Интернете, США, 2002-2011 гг.

Источник: Исследовательская группа Babson Research

 

2.ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДОСТАВКИ

 В рамках более широкого спектра технологических тенденций в сфере высшего образования онлайн-образование далека от самых динамичных. Появилось несколько новых форм доставки контента, в которых задействованы новые технологии, которые могут изменить педагогические нормы. Среди последних разработок включают такие понятия, как «перевернутый класс», адаптированное обучение и экспериментальное обучение, а также инновационные подходы к обучению, такие как «унаследованное» обучение и обучение. Эти тенденции рассматриваются ниже. Однако в этом разделе основное внимание уделяется новым технологиям, а не более устоявшимся, таким как гибридные или совместные учебные / обучающие платформы, мультимедийные инструкции и другие технологии, используемые для привлечения новых студентов за последние несколько лет (например, в рамках нового вида экзаменов решается вопрос: Как сдать экзамен автоматом).

2.1.Геймификация

Ряд изменений в управлении обучением за последнее десятилетие (и даже в течение прошлого года) выходит за рамки простой интеграции Web 2.0, и это пример того, что институты надеются повысить уровень охвата. Это тенденция внедрения игровых платформ обучения и моделей «социального обучения», представленных такими компаниями, как Curatr и другие. Это пример гораздо более «вовлеченного» электронного обучения и который заимствован из концепций и опыта, наблюдаемых в культурах видеоигр, а также тех, которые поддерживают большинство взаимодействий в социальных сетях 21-го века. Идея заключается в том, что учащиеся нынешнего поколения претерпели новое неврологическое развитие, чем предыдущие поколения, и что это во многом было результатом рождаемости в технологически ориентированной среде обучения.

 Исследования выявили несколько областей, в которых игры оказывают положительное влияние на обучение в более общем плане:

 

  • Привлечение учащихся к обучению

  • Повышение мотивации

  • Усиление хранения информации

  • Улучшение навыков решения проблем

 

В качестве модели обучения в онлайн-среде высшего образования игровое или унаследованное обучение предполагает гораздо более значительный уровень взаимодействия со студентами, чем более пассивные действия, такие как доски объявлений.

Фластильные классы

«Перевертывание» в классе относится к «педагогической модели, в которой типичные элементы лекции и домашние задания курса меняются», а опыт в классе восстанавливается, чтобы меньше полагаться на пассивное обучение и больше на активное участие. Концепция перевернутых классных комнат снова имеет много общего с доступностью и удобством, поскольку она позволяет студентам потреблять основные элементы курса всякий раз, независимо от времени или места. Это означает, что профессора могут полностью распределить время в классе и освободить место для других видов деятельности, таких как экспериментальные или совместные возможности обучения, а не пассивное обучение через лекции:

Используя онлайн-платформы, лекции могут быть предварительно записаны, а основной контент доступен студентам в любое время и в любом месте и столько раз, сколько им нужно. Это означает, что время в классе может использоваться для увеличения содержания лекции, будь то обсуждение, групповые упражнения или викторины.

Как тенденция в области высшего образования, «перевернутая» модель приобрела некоторых громких сторонников, особенно в Соединенных Штатах. Среди более высокопрофессиональных институтов, использующих модель с перевернутыми классами, входит Стэнфордский университет, который в настоящее время работает совместно с Академией Хан для предоставления медицинского образования.  Курсовые лекции переводятся онлайн в виде видео и другого цифрового контента, а также в личных сеансах становятся необязательными интерактивными сеансами. Из-за перемещения контента из класса, надежда состоит в том, что учащиеся будут быстрее развиваться и смогут быстрее сокращаться по специализации. Кроме того, модель с перевернутой моделью привлекает студентов гораздо более полно, так как она обращает внимание на то, почему студенты сначала пропускают занятия, и позволяет им обменяться лекциями на что-то практически ориентированное во время их классной комнаты.

Несколько других высших учебных заведений университетов США, имеющих отношение к ARWU, также приняли подход к различным предметам, включая инженерство в Бостонском университете (№ 75), химию и биологию в Университете Дьюка (№ 31) и экономику Университета Вандербильта (№ 49) , В Бостонском университете курс вычислительной гидродинамики был «перевернут», чтобы превратить лекции в классе в смешанную когорту аспирантов и пожилых людей, которые использовали тот же период, что и возможность взаимодействия и сравнения программных решений и заметок по их индивидуальному прогрессу друг с другом. Смещение было одним из доски в мастерской: «Создание активной и задействованной обучающей среды автоматически при переворачивании класса, а также с сегодняшней технологией создания мультимедийных учебных материалов можно сделать, не теряя ни одного контента».

В Канаде Университет Британской Колумбии также сообщил об успешном использовании модели с откидной аудиторией в физическом курсе. В качестве эксперимента один раздел курса преподавался «традиционно», а другой преподавался с использованием перевернутого подхода. Результаты показали, что для студентов в перевернутом разделе «участие почти удвоилось, а посещаемость увеличилась на 20%». Кроме того, учащиеся с перевернутым курсом набрали более двух раз, а также студенты в традиционном разделе, и 90% студентов в перевернутом разделе сообщалось, что он использует интерактивные методы обучения переворачиваемой модели.

2.2.Адаптивное обучение

Еще совсем недавно очень инновационная работа исходила из маловероятного партнерства между Fujitsu и Массачусетским технологическим институтом. В середине 2013 года они объявили, что оба работают на новой адаптивной платформе eLearning, которая надеется внедрить персонализированную онлайн-платформу обучения. Следует отметить, что, хотя оба описывают платформу как революционную, она по-прежнему связана с концепцией асинхронного обучения. Именованные «Руководящие пути обучения», платформа надеется решить проблемы в онлайн-обучении, такие как отсутствие настраиваемости для индивидуальных потребностей учащихся, а также поиск подходящего соответствия между учащимися и соответствующими учебными материалами. Исследование привело к двум новым прорывам:

В исследовании были разработаны и применены две технологии. Одним из них является технология навигации, которая может организовывать массовые интерактивные учебные материалы в многослойные темы. Другая разработанная технология - это моделирование обучающего поведения учащихся на основе передовой модели вероятностного ученика.

Эти технологии разбивают атомизированные элементы («самородки») обучения студентов на основе их взаимодействия в Интернете очень точно так же, как компании, такие как Google или Facebook, используют алгоритмы для оценки того, что ищут пользователи или как, или как Netflix предлагает предложения о том, что пользователям может понравиться смотреть на основе предыдущих привычек просмотра. Результатом является персонализированный путь через студентов, участвующих в процессе программы.

 Группа Apollo - долгое время являющаяся стандартом в онлайн-образовании - объявила о том, что она инвестировала почти 1 млрд долларов в собственную адаптивную онлайн-платформу обучения и связанную с ней инфраструктуру. Недавно компания получила патент «за поток адаптивной деятельности, связанный с его онлайн-платформой обучения», что, вероятно, является ключом к успеху его будущего в онлайн-обучении. Немногие о том, как эта система будет работать, в настоящее время доступны, но наблюдатели указали на важность процесса интеллектуального анализа данных и связанных с ним процессов персонализации, что, по-видимому, похоже на работу Fujitsu и MIT.

3.Использованные источники

  1. Allen I.E. and Seaman, J. “Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States.” The Sloan Consortium, January, 2013. 3‐6. sloanconsortium.org/ publications/survey/ changing_course_2012

  2. Parry, M. “Leading British Universities Join New MOOC Venture.” The Chronicle of Higher Education, December 13, 2012. chronicle.com/blogs/wiredcampus/leading‐british‐universities‐join‐new‐mooc‐venture/41211
  3. Sheets, R., et. al. “Rethinking Higher Education Business Models: Steps Toward a Disruptive Innovation Approach to Understanding and Improving Higher Education Outcomes.” Center for American Progress. March 28, 2012.americanprogress.org/wp‐content/uploads/issues/2012/03/pdf/higher_ed_business_models.pdf
  4. Ladd, L. “For‐profit higher education setbacks may transform nonprofit learning.” Grant Thornton. April 29, 2013.grantthornton.com/issues/library/articles/nfp/2013/   NFP‐2013‐04‐For‐profit‐higher‐education‐ setbacks.aspx
  5. Karabell, Z. “College is Going Online, Whether We Like It Or Not.” The Atlantic. May 17, 2013. theatlantic.com/business/archive/2013/05/college‐is‐going‐online‐whether‐we‐like‐it‐or‐ not/275976/
  6. Lederman, D. “Growth for Online Learning.” Inside Higher Ed. January 8, 2013.insidehighered.com/news/2013/01/08/survey‐finds‐online‐enrollments‐slow‐continue‐grow
  7. Allen, I. “Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States.” Babson Survey Research Group. January, 2013. 3. onlinelearningsurvey.com/ reports/changingcourse.pdf

 © 2014 Hanover Research  |  Academy Administration Practice